182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

1.12.2009
Урок русского языка в 6 классе

Повторение изученного по теме

«Состав слова и словообразование»

Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №8» Исык Лариса Николаевна.

Урок русского языка

«Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование»

Цели:

1.Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования.

2.Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

3.Воспитывать орфографическую зоркость, словообразовательное чутьё.

Ход урока:

I.Вступительное слово учителя.

- Ребята, у нас сегодня урок обобщения и повторения изученного. Это значит, что мы в течение 40 минут будем говорить о том, что вам уже известно: вы проверите свои знания по теме «Состав слова и словообразование», выступите в роли экспертов (знатоков) русского языка, поэкспериментируете над словом, проявите себя не только индивидуально, но и как единое целое, так как впереди вас ждут групповые задания, для которых необходима коллективная работа всех учащихся класса.

- А результатом вашей совместной работы будут оценки. Какие? Зависит от вас самих.

- Итак, начинаем…

- Давайте подумаем и ответим на вопрос: «Что изучает раздел языка «Состав слова и словообразование?»

(на какие части делятся слова и каким способом они образованы).

-А с каким разделом языка тесно соприкасается наша тема?

( с орфографией).

-А что изучает орфография?

( правильное написание слов).

-Для чего нужна орфография?

( чтобы правильно, без ошибок, писать слова).

-Каким образом связано словообразование с орфографией?

( мы должны правильно писать в словах приставки, корни, суффиксы, окончания).

II Организационный момент. Запись в тетрадях даты, вида работы (классная работа), темы урока.

III. Задания на закрепление изученного материала.

1. Словарный диктант.

-На доске записаны слова, в которых, если не знать орфографии и словообразования, можно сделать много ошибок.

Один человек пойдёт к доске и будет вставлять пропущенные буквы и обозначать орфограммы, а все остальные работают в тетради. Если отвечающий затрудняется с ответом, мы ему помогаем.

Пр…плыть, пр…градить. пр…морский. пр…большой, пр…шить, пр…быть в город, пр…бывать в задумчивости, пр…рода, пр…думать, пр…лечь, к…саться, к...снуться, ог…рок, заг...релый, под…грать, сверх…нтересный.

Учащиеся работают со словами на разные правила и делают выводы.

-Итак, мы убедились, что слова на данные правила вами усвоены хорошо.

2. Игра «Угадай словечко».

-А давайте проверим, как вы умеете находить слова по отдельным морфемам.

- Что такое морфема? ( часть слова).

- Мы проведём игру «Угадай словечко».

-На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. Я открою первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово? (нет).

( на планшете скрыто слово тигрята).

-Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее? (нет).

-Кто может предположить, какая это морфема и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать? (окончание существительного или глагола).

- Как вы догадались? Подберите слова с этой же морфемой (машина, улица, взяла, приняла).

- Что можно определить по окончанию, но только если слово дано полностью ( род, число, падеж, спряжение).

- Внизу на планшете вы видите другие окончания, каким частям речи они принадлежат? Подберите примеры ( -ешь,- ут,- ют, -ая, -ое, - читаешь, пишут, поют, светлая, большое, врач).

- Для чего нужно окончание? ( для связи слов в предложении и словосочетании).

- А бывают ли части речи без окончаний? (наречие)

-А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»?

(тигрята).

- Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню).

-Какой вывод можно сделать. Что такое корень? ( корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всего слова. Без корня слов не бывает).

- Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.

- А что обычно находится после корня? (суффикс)

Для чего он служит? (для образования новых слов)

-Откроем всё слово. Сравните: тигр – тигрята. Что меняется в значении слова и благодаря какой морфеме это происходит?

- ят - обозначает детёнышей животных, птиц.

Как мы называем такой суффикс? (уменьшительно-ласкательный). Подберите примеры с этим суффиксом. (котята, щенята, цыплята, львята, воробьята)

- Какую ещё морфему можно выделить в этом слове? (основу)

-Что такое основа? (всё слово, кроме окончания)

-А бывают ли слова, где часть основы находится после окончания? Приведите примеры (ся, сь). Как мы тогда выделяем основу? (она будет разорванной)

-А какой же морфемы нет в слове? (приставки)

Для чего она служит и где обычно находится? (перед корнем и служит для образования новых слов)

Докажите это.

3. «Кто быстрее?»

Выполним задание№1 на листочке (по вариантам).

- Приставка неизвестна, но зато есть другие части слова. Придумайте слова с разными приставками, запишите в тетради и выделите в них суффиксы.

I вариант II вариант

¬ + нести ¬ + лететь

- Какой вывод мы можем сделать? (меняется приставка, меняется и значение всего слова).

4. Разбор слова по составу.

- Давайте покажем, что мы – настоящие знатоки русского языка. Выполним задание № 2 на листочках.

- Разберите по составу очень большое и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков.

пылеводонепроницаемые (часы )

- С какой морфемы мы начнём? (с окончания)

Идёт морфемный разбор слова.

5. Игра «Составь слово».

- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень, подарок

от существительного кружок суффикс.

- Какое слово получилось?

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс, беленький

от прилагательного синий окончание.

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень, прилетит

от глагола бежит окончание.

- Есть чудесная книга К.И.Чуковского «От 2 до 5». В ней собраны слова ребят самого маленького возраста. Давайте посмотрим, правильно ли они образовали слова, а если нет, исправим предложения и дадим верное толкование данным выражениям.

Выполним задание№3 на листочках.

1. Я задверил руку (прищемил руку дверью)

2. Замолоточь этот гвоздик! (забей молотком этот гвоздик)

3. Я намакаронился (наелся макарон)

4. То нельзя, это нельзя, а что льзя? (можно)

5. Из трубы дым трубится ( вьётся, струится)

6. Игра «Четвёртый лишний».

- Давайте вернёмся к такой морфеме, как корень слова, и выполним задание№4 на листочке. Даются ряды слов, одно из них в каждом ряду лишнее, нужно не только найти его, но и объяснить почему?

1. Гора, гористый, горец, горевать.(печалиться)

2. Водитель, водный, водить, заводить.

3. Дом, домовой, домовладелец, о доме.

4. 4. Лес, лесовод, к лесу, перелесок.

6.Словообразовательный разбор (по группам).

- А теперь давайте выясним, какими способами образуются слова в русском языке. Выполняем задание№5 на листочке.

-Вы должны сделать по группам словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Задание выполняется микрогруппой (каждая парта – отдельная группа). Можно совещаться, но так, чтобы не мешать своим товарищам. Кто готов, поднимает руку.

- Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное(базовое) слово.

1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

4. Бег← бегать. (бессуффиксный)

5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)

7. Мороженая рыба } переход

Съел мороженое } в другие части речи.

Подведение итогов словообразовательного разбора.

IV. Итоги урока:

-Итак, мы неплохо сегодня поработали. Пора подвести итоги и сделать выводы.

- Что же изучает раздел «Состав слова и словообразование?»

- Для чего мы должны знать состав слова? (чтобы правильно, без ошибок, писать, уметь членить его на морфемы).

- Без какого раздела языка нам не обойтись? (без орфографии)

Оценки за урок.

V. Домашнее задание:

§ 35, упр.184

Дополнительно.

1. -Подбери сложные слова к слову вода.

(водопровод, водопад, водоросль, водоснабжение, водохранилище, водоём, водоочистительный, водораздел, полноводный, водоплавающий, водомер, водоотталкивающий).

2.– Определи род сложносокращённых слов:

ООН (ж.р.), КПП (м.р.), ЧП (ср.р.), РФ (ж.р.), ТВ (ср.р.), АЭС (ж.р.), ВМФ (м.р.).

Приложение.

Задания.(у каждого на парте).

1. Приставка неизвестна, зато есть другие части слова. Придумайте слова с разными приставками, запишите в тетради и выделите в них приставки.

I. вариант II. вариант

¬ + нести ¬ + лететь

2. Разберите слово по составу.

Пылеводонепроницаемые (часы).

3. Правильно ли образованы слова? Сделаем выводы.

1. Я задверил руку.

2. Замолоточь этот гвоздик.

3. Я намакаронился.

4. То нельзя, это нельзя, а что льзя?

5. Из трубы дым трубится.

3. «Четвёртый лишний».

1.Гора, гористый, горец, горевать.

2.Водитель, водный, водить, заводить.

3.Дом, домовой, домовладелец, о доме.

4.Лес, лесоруб, к лесу, перелесок.

5. Сделай словообразовательный разбор слов.

1. Развесёлый ←

2. Овражек ←

3. Подсвечник ←

4. Бег ←

5. Лесовоз ←

6. Продтовары ←

7. Мороженое мясо

Съел мороженое

Министерство образования Российской Федерации

Урок русского языка

в 5 классе

«ДИАЛОГ»

Выполнила:

учитель русского языка

и литературы

МОУ «СОШ №8»

Исык Лариса Николаевна.

Псковская область

г. Великие Луки

2007 г.

Урок русского языка на тему «Диалог»

Цели: 1.Познакомить учащихся с понятиями «монолог» и «диалог».

2.Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему,

расставлять знаки препинания при диалоге; различать диалог и монолог.

3.Воспитывать культуру речи.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

- Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку, писателей и даже редакторов.

А цели и задачи для всех нас будут общие: мы должны будем решить

- что такое диалог?

- где он встречается в речи?

- как выделяется на письме?

Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать.

II Организационный момент. Запись в тетрадях даты, вида работы (классная работа), темы урока.

III. Инсценирование стихотворения.

А сейчас группа учащихся вашего класса проинсценирует небольшое стихотворение С.Я.Маршака «Кот и лодыри»( мы уже знакомы с понятием «инсценирование», вы готовили инсценирование басен И.А.Крылова).

-Сейчас ваша задача будет состоять в следующем: внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопросы: «Сколько персонажей участвует в разговоре?»

- Кому из персонажей вы сочувствуете и почему?

- Чему нас учит это стихотворение?

1.Собирались лодыри на урок, 8.А теперь без грамоты пропадёшь,

А попали лодыри на каток. Далеко без грамоты не уйдёшь.

2.Толстый ранец с книжками на спине, 9.Ни попить без грамоты, ни поесть.

А коньки под мышками на ремне. На воротах номера не прочесть.

3.Видят, видят лодыри: из ворот 10.Отвечают лодыри: -Милый кот,

Хмурый и ободранный кот идет. Нам пойдёт двенадцатый скоро год.

4.Спрашивают лодыри у него: 11.Учат нас и грамоте, и письму,

-Ты чего нахмурился, отчего? А не могут выучить ничему.

5.Замяукал жалобно серый кот: 12.Нам учиться, лодырям, что-то лень.

- Мне, коту усатому, скоро год. На коньках катаемся целый день.

6.И красив я, лодыри, и умён, 13.Мы не пишем грифелем на доске,

А письму и грамоте не учён. А коньками пишем мы на катке!

7.Школа не построена для котят. 14.Отвечает лодырям серый кот:

Научить нас грамоте не хотят. –Мне, коту усатому, скоро год.

15.Много знал я лодырей вроде вас,

А с такими встретился в первый раз!

- Итак, разговор или нескольких лиц называется диалогом.

- А кто заметил ещё одно действующее лицо в этой сценке? (это автор).

- Для чего используются слова автора в диалоге? (поясняют, кто говорит, дают оценку происходящему, заставляют задуматься над поступками героев).

- А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (в разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома). Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день.

IV. Работа с терминами «диалог» и «монолог».

- А теперь давайте поближе познакомимся с термином «диалог» и запишем наши словарные слова в тетрадях.

Диалог диа – два

логос – говорить (греч.)

- Кроме диалогической речи есть и монологическая речь.

Монолог моно – один

логос – говорить (греч.)

- Монолог – это речь одного лица. Составьте словосочетания и предложения с данными терминами.

V. Работа с учебником (знаки препинания при диалоге).

- Прочитаем, что говорится о диалоге в учебнике(§ 39, стр.100). Работа со схемой диалога на доске.

- Какие знаки препинания ставятся при диалоге?

VI. Наблюдение над языком.

- А помимо разговорного стиля, где ещё мы можем встретить диалог?

Сейчас мы прочитаем вам небольшое шутливое стихотворение, а вы должны подумать и ответить:

- Есть ли в этом стихотворении диалог, и в каком стиле речи он встречается?

-Согласны ли вы с героем стихотворения? Почему он не прав?

Выразительное чтение стихотворения Григория Граубина «Ленительный падеж».

Спросили Лежебокина Приходится выдумывать

- А ну-ка, расскажи, Какой-нибудь предлог.

За что так ненавидишь ты, А на падеж Винительный

Не любишь падежи? И вовсе я сердит:

Давным-давно все школьники Отец во всякой шалости

Их знают назубок. Всегда меня винит.

Их за два года выучить - Да, переделка, кажется, серьёзная нужна.

Лишь ты один не смог. А сам ты смог бы новые

Ответил он рассерженно: Придумать имена?

-В том не моя вина. Давно придумал:

Пусть им сперва учёные Взятельный,

Изменят имена. Грязнительный,

Ведь я падеж Творительный Лежательный,

Нарочно не учу: Грубительный,

Трудиться, а тем более Ленительный

Творить я не хочу. И, наконец, простительный!

Такой падеж, как Дательный

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

- Где же ещё может встречаться диалог? (в художественном произведении – художественный стиль).

-А в сказках используется диалог? Давайте постараемся вспомнить и привести примеры.

(Работа с планшетом на доске – иллюстрации сказок).

VII. Лингвистический эксперимент.

- А сейчас мы проведём небольшой лингвистический эксперимент, то есть выступим в роли знатоков русского языка.

Разделимся на группы. Каждая группа получает карточку с незаконченным текстом. Прочитаем его (карточка прилагается). Можно ли назвать это диалогом? Что здесь отсутствует? (есть только ответы, но нет вопросов)

Давайте вначале устно «допишем» предложения так, чтобы у нас получился диалог. Обратите внимание: слова говорящего называются репликами. Каждая реплика пишется с новой строчки с большой буквы, перед ней ставится знак – тире. Диалог в кавычки не выделяется, остальные знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью.

- А теперь обратите внимание на слова автора, я прочитаю полностью полученный диалог, а вы должны ответить, не заметили ли вы какой-нибудь ошибки?

-Правильно, неоправданный повтор одного и того же слова. Как мы можем это исправить? Подобрать слова, близкие по значению (синонимы).

Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал, переспросил.

- А теперь запишем отредактированный текст в форме диалога в тетрадях, соблюдая все знаки препинания.

К первому и последнему предложениям составим схемы. Схема диалога точно такая же, как и в предложениях с прямой речью.

Отличие: нет кавычек, и каждая реплика диалога начинается с новой строчки со знака тире.

VIII. Наблюдение над языком.

- Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.

Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем, уничтожаем).

-Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?»

Серёжа вернулся из кино.

- Что, хорошая была картина?- спросил я.

-Ух, и здорово!- ответил он.- Сначало, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете…Ну, словом, просто здорово…Понимаете?

Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.

Вывод.

- Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.

- А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

- Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику).

IX. Работа с учебником (упр.238)

– Давайте попробуем составить небольшой диалог на тему: «Разговор по телефону», используя «волшебные слова».

Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог?

Примерный диалог.

- Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Колю.

- А его нет дома.

- Пусть он перезвонит мне, когда придёт.

- Обязательно передам.

- Спасибо большое. Извините за беспокойство.

X. Дополнительные задания. Устное наблюдение.

Задания выполняются по вариантам.

1.Упр.236 – вставить подходящие по смыслу слова, избегая повтора одного и того же слова.

2.Упр.239 – составить по картинке в учебнике диалог (5 – 6 предложений).

XI. Итоги урока:

- Таким образом, что мы сегодня узнали о диалоге?

1.Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

2.Диалог состоит из реплик и слов автора.

3.Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.

4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.

5.Диалог используется в разговорном и художественном стилях.

6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая слов-сорняков и повторов.

Сегодняшние знания вам понадобятся и на других уроках, например, иностранного языка (вы будете сами составлять диалоги на ту или иную тему).

XII. Домашнее задание.

- Составьте небольшой диалог на тему: «В школьной библиотеке»(6-8 предложений), используя слова, помещённые в учебнике на полях (стр. 103).

Примечание.

Карточка . ( у каждого на парте)

- Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? – спросил Андрей.

- , - ответил Витя.

- А почему? – спросил Андрей.

- , - ответил Витя.

- Какие черты характера Руслана ты хотел видеть в себе? – спросил Андрей.

- , - ответил Витя.

Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал, переспросил.



Архив »»
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.